Моя работа связана с машинами и, к сожалению, часто приходится сталкиваться с «погибшими» аккумуляторными батареями. Сколько служит качественный свинцовый кислотный аккумулятор? В среднем 3-5 лет, примерно 20% аккумуляторов уходит в утиль в первый год-полтора. А, на самом деле, если отбросить все «но», свинцовый аккумулятор вечен.
Причины старения аккумулятора
Старение батареи связано с химическими «недостатками» реакций в аккумуляторе. Разрядка аккумулятора сопровождается выделением солей, или сульфатов свинца. Этот процесс неизбежен и абсолютно нормален. При зарядке сульфаты растворяются и вновь переходят в кислоту. Однако сульфаты сами по себе плохо пропускают ток, а при определенных условиях разрядки они становятся плохо растворимыми. В результате постепенно пластины аккумулятора зарастают кристаллами, и емкость снижается.
Вторая причина выхода из строя аккумулятора – чисто физическая. Пластины батареи представляют собой тонкие решеточки, промежутки в которой заполняются так называемой «намазкой» – пористой смесью свинца и некоторых добавок. Пористой она делается для максимальной площади контакта кислоты и свинца.
Вибрация, удары, замерзание аккумулятора, глубокая сульфатация – все это «распирает» банки аккумулятора, неизбежно ломая «активную массу». Так происходит так называемое «осыпание» пластин.
Итак, что становится причиной этих «пыток»?
- Глубокие разряды аккумулятора. Чем сильнее разряжен аккумулятор, тем больше кислоты перешло в сульфаты, тем больше их нужно растворить. Часть из них полностью «забивает» поры активной массы, и они впоследствии не могут раствориться.
- Замерзание аккумулятора. Актуально зимой, когда автомобиль пытаются завести до «последнего вздоха», а потом оставляют до потепления. Плотность электролита в заряженном состоянии – 1,25 г/см3, в разряженном состоянии она падает до 1,03. Напомним, у воды плотность равна 1 г/см3. Электролит практически полностью становится водой с кристаллами нерастворимой соли и замерзает так же как вода. Зачем на зиму сливают воду из закрытых емкостей, всем понятно.
- Глубокие однократные разряды. При каждой нагрузке начинают расти кристаллы сульфатов. Чем длительнее нагрузка, тем толще будет слой сульфатов. Многослойную структуру растворить проще, чем монолитную.
- Неполная зарядка аккумулятора. Опять же актуально зимой, когда автомобиль тяжело завести, а за короткую поездку аккумулятор не успевает восполнить силы. Чем дольше кристаллы не растворяются, тем сложнее их будет растворить в будущем.
Как бороться?
Ресурс аккумуляторов продляют восстановлением. При этому нужно добиться двух целей: растворения сульфатов и возвращения емкости электролита к первозданной.
Растворения сульфатов достигают так называемой «тренировкой» – импульсной зарядкой и разрядкой аккумулятора. Импульсный ток как-бы дробит кристаллы и их становится легче растворить. «Тренировку» можно осуществить с помощью какой-нибудь самопальной схемы, которых в интернете множество. Есть зарядные устройства, которые имеют уже «встроенный» режим восстановления аккумуляторов. Среди таких устройств можно отдельно выделить зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов марки CTEK. В этих устройствах реализован очень сложный цикл восстановления даже совсем изношенных аккумуляторов. Если активная масса сохранилась, то, скорее всего, CTEK сможет восстановить работоспособность аккумулятора почти на 100%!
И несколько советов, чтобы аккумулятор служил исправно и долго:
- Не стоит допускать глубоких разрядов батареи;
- Нельзя хранить аккумулятор в разряженном состоянии;
- Лучше давать нагрузку в несколько подходов, чем за один, но длительный;
- Ни в коем случае нельзя допускать замерзание севшего аккумулятора;
- Используйте зарядные устройства со сложным циклом (лучше всего сертифицированные устройства марки CTEK).
комментариев